Президент рф: определение, функции, компетенция.

Ответы на экзаменационные билеты

Подробности
Категория: Правоведение

В системе органов государственной власти Президент РФ занимает особое место.

 


В соответствии с системой разделения властей Президент не входит ни в одну из отраслей власти — ни в законодательную, ни в исполнительную, ни тем более в судебную.

По Конституции 1993 г. Российская Федерация имеет республиканскую форму правления, т.е. во главе государства стоит избираемый прямым голосованием граждан Президент.

Конституция 1993 г. впервые по отношению к Президенту ввела термин «глава государства». Причем Конституция установила не президентскую и не парламентскую республику, а республику смешанного типа, но фактически тяготеющую больше к президентской форме республик с широкими полномочиями президента — главы государства и фактически полным подчинением ему исполнительной власти, по образцу полупрезидентской республики во Франции.

 

От чисто президентской республики Россия отличается наличием отдельного конституционного поста Председателя Правительства, что, однако, не препятствует некоторым российским исследователям относить Россию к чисто президентским республикам.

Президент РФ, как в чисто президентской республике, избирается на свою должность независимо от парламента, прямым голосованием избирателей, что ставит Президента РФ фактически в независимое от парламента и других государственных органов положение.

Конституционные должности Президента заключаются в том, что он является главой государства, Верховным главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации и Председателем Совета безопасности РФ.

 

Полномочия Президента в зависимости от их правовой специфики можно подразделить на несколько групп.

Первая группа полномочий носит общий характер и отражает положение Президента как главы Российского государства. Прежде всего, Президент выступает в качестве гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Как глава государства, он имеет право контроля за соблюдением Конституции и действующего законодательства органами государственной власти и управления.

Президент как глава государства вправе оценивать деятельность подотчетных ему органов (Правительства, Совета безопасности, администрации) с точки зрения защиты ими прав и свобод человека и гражданина, а также тех структур, по которым он вносит предложения о кадровых назначениях (Генеральный прокурор РФ, высшие суды РФ). Как глава государства он вправе отстранить от должности любых подотчетных ему должностных лиц и назначить новых. Эти его назначения и отстранения от должности не требуют утверждений какими-либо другими государственными органами.

 

Президент имеет право вносить предложения о поправках к Конституции, о проектах законов, затрагивающих вопросы правового положения граждан. Президент активно совместно с Правительством участвует в подготовке проекта государственного бюджета, а следовательно, оказывает влияние на социальное положение граждан Российской Федерации, реализацию их социально-экономических прав.

 

Важнейшая функция Президента как главы государства заключается в охране суверенитета, независимости и государственной целостности РФ.

Глава государства должен обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент взаимодействует с Государственной думой, Советом Федерации, Конституционным судом и другими высшими судами РФ, Генеральным прокурором, Председателем Правительства. Ввиду того, что Президент выведен из системы трех ветвей власти, он явно возвышается над ними, оказывая на их деятельность существенное воздействие, что ослабляет контроль за деятельностью самого Президента и его администрации; ставит главу государства в полностью независимое и неподконтрольное другим органам государственной власти положение.

По Конституции Президент как глава государства определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Президент определяет основные направления политики государства и во взаимодействии с органами исполнительной власти, прежде всего Правительством.

Все его полномочия как главы государства не могут быть переданы никакому другому государственному органу.

 

 

 

Можно выделить отдельно блок полномочий Президента в области кадровой политики.

 

Прежде всего, с согласия Государственной думы, Президент назначает Председателя Правительства, а по представлению Председателя Правительства назначает всех остальных членов Правительства: заместителей Председателя, федеральных министров, руководителей других федеральных ведомств.

Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства. Он же без согласования с какими-либо другими государственными органами принимает решение об отставке всего Правительства, а по представлению Председателя Правительства — об отставке или назначении новых членов Правительства.

Президент представляет Государственной думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка, ставит перед Государственной думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка России.


 

В его полномочия входит представление Совету Федерации кандидатур для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного суда, Высшего Арбитражного суда, кандидатуру Генерального прокурора.

Он также вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора, назначает судей других федеральных судов.

Президент самостоятельно формирует и сам возглавляет Совет безопасности, статус которого определяется федеральным законом, формирует Администрацию Президента и отдельно назначает главу администрации.

Президент назначает и освобождает от должности высшее командование Вооруженных сил РФ, утверждает военную доктрину Российской Федерации.

Президенту принадлежит право назначать и освобождать от должности полномочных представителей Президента, назначать и отзывать после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

 

Следующая группа полномочий Президента связана с его взаимоотношениями с Федеральным Собранием. Прежде всего, в соответствии с Конституцией и федеральным законом, Президент назначает выборы (очередные или внеочередные) в Государственную думу. В случаях, предусмотренных Конституцией, Президент распускает Государственную думу.

Таких оснований несколько:

— в случае трехкратного отклонения кандидатуры Председателя Правительства, вносимой Президентом на ее утверждение;

— в случае повторного в течение трех месяцев вынесения Правительству вотума недоверия со стороны Государственной думы;

— в случае, если само Правительство ставит перед Государственной Думой вопрос о доверии и получает отказ в доверии.

 

Президент является субъектом законодательной инициативы. Он может вносить законопроекты по любым вопросам, входящим в компетенцию Государственной думы.

Президент обладает значительными полномочиями в области внешней политики. Прежде всего, он осуществляет общее руководство внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ, подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей.

И, наконец, полномочия Президента в области гражданских прав. Президенту как главе государства предоставлено исключительное право решения вопросов гражданства РФ и предоставления политического убежища. От имени государства Президент награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания.

При осуществлении своих полномочий Президент издает два вида актов — указы и распоряжения.

Указы могут быть нормативного и ненормативного характера.

Указы нормативного характера принимаются по общим вопросам, затрагивающим определенный наиболее важный круг общественных отношений.

Указы ненормативного характера являются актами индивидуального применения права (например, указы о награждениях).

Распоряжения Президента представляют собой акты индивидуального оперативного характера.

Все акты, издаваемые Президентом, обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, и они не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам, поскольку носят подзаконный характер.