Ответы на экзаменационные билеты
- Подробности
- Категория: Социология
Культура – специфический способ организации человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах труда в системе социальных норм, учреждений, в духовных ценностях.
В социологии под культурой понимают систему социально ценностей, норм, представлений, идей, традиций, социально приобретенных, передаваемых от поколения к поколению и служащих упорядочению опыта и социальному регулированию в рамках всего общества или социальной группы.
Важной социальной проблемой является оценка людьми своей и другой культуры. Этноцентризм – попытки навязать свою культуру, свои верования, религию другим народам (миссионеры, «американский образ жизни»). Регулятивизм, напротив, провозглашает абсолютную самобытность любой культуры.
Виды культур
Доминирующая культура – наиболее типичный способ бытия культуры в современном обществе. Каждое общество имеет определённую совокупность культурных образцов, признанную большинством членов общества и реализуемую в их жизнедеятельности
Субкультура – это локальная культура, присущая большим социальным группам, которая складывается на основе норм, ценностей, обычаев доминирующей культуры, но несколько отличающаяся от неё
Контркультура – разновидность субкультуры, которая не просто отличается от доминирующей, но противостоит ей, находится в конфликте с господствующей системой ценностей и норм
Массовая культура – определяется благодаря, развитию СМИ, смысловой и художественной упрощенности, технической доступности. В ХХ веке она начинает вытеснять элитарную, народную культуру
Элементы культуры
Базисные элементы:
Материальные – результат деятельности человека, элементы, сотворённые руками человека.
Нематериальные – результат деятельности человека, но сотворённые не руками, а разумом, чувствами человека.
Основные элементы
Язык – это социальное явление, им нельзя овладеть вне общении с людьми. Язык это система коммуникаций, осуществляемая с помощью звуков и символов, она является основным средством передачи культуры от поколения к поколению. Язык может сплачивать или разобщать
Ценности – социально одобряемые и разделяемые большинством общества убеждения относительно целей, к которым должен стремиться человек и основных средств достижения этих целей (добро, зло и как его достичь)
Ценностные ориентации – описывают индивидуальное отношение или выбор конкретных ценностей в качестве нормы поведения, целей действия – это осознание человеком, общественной группой совокупности желаемых материальных и духовных благ, образа жизни, нравственных норм и выбор из них наиболее предпочитаемых
Социальные нормы – правила поведения, стандарты, образцы деятельности, выполнение которых ожидается от члена социальной группы и поддерживается с помощью санкций. Социальная норма необязательно выражает реальное поведение, а предполагает реальное существование нормативного поведения
Обычаи – одобряемые обществом массовые образцы действий, стереотипные способы поведения, которые воспроизводятся в определённых общностях, являются привычкой для членов общества; их традиционно следует выполнять
Традиции – если обычаи переходят от поколения к поколению то они становятся традициями; это механизм воспроизводства и передачи другим поколениям культурных норм, ценностей, они относятся к культурному наследию, окружены почётом и служат объединяющим началом
Нравы – обычаи имеющие моральное значение, они представляют систему взглядов о правильном и неправильном повелении, основанную на принятом в обществе представление о добре, зле; о должном или недозволенном поведении. Особой формой нравов является ТАБУ – абсолютный запрет
Правовая норма – стандартизированная норма поведения, формально одобренная обществом и выступающая в виде законов постановлений, распоряжений
Ритуал – форма социально-санкционированного, упорядоченного символического поведения
Социальные функции культуры
Роль культуры в жизни общества состоит прежде всего в том, что она выступает средством аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Более конкретно эта роль проявляется через выполняемые ею функции.
Образовательная и воспитательная – именно культура формирует человека. Индивид становится членом общества по мере его социализации – усвоения норм, традиций, знаний, ценностей общества.
Интегративная и дезинтегративная – освоение культуры создает у людей – членов одного общества чувство общности, принадлежности к одной нации, одному народу, религии, группе…Т.о., культура сплачивает людей – интегрирует, обеспечивает целостность общества.
Регулирующая – в процессе социализации ценности, идеалы, нормы, образцы поведения становятся частью самосознания личности, они формируют и регулируют ее поведение.