Культура как фактор социальных изменений: понятие, основные элементы. Социальные функции культуры

Ответы на экзаменационные билеты

Подробности
Категория: Социология

Культура специфический способ организации человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах труда в системе социальных норм, учреждений, в духовных ценностях.


 В социологии под культурой понимают  систему социально ценностей, норм,  представлений, идей, традиций, социально приобретенных, передаваемых от поколения к поколению и служащих упорядочению опыта и социальному регулированию в рамках всего общества или социальной группы.

 Важной социальной проблемой является оценка людьми своей и другой культуры. Этноцентризм – попытки навязать свою культуру, свои верования, религию другим народам (миссионеры, «американский образ жизни»). Регулятивизм, напротив,  провозглашает абсолютную самобытность любой культуры.

 Виды культур

Доминирующая культуранаиболее типичный способ бытия культуры в современном обществе. Каждое общество имеет определённую совокупность культурных образцов, признанную большинством членов общества и реализуемую в их жизнедеятельности

  Субкультураэто локальная культура, присущая большим социальным группам, которая складывается на основе норм, ценностей, обычаев доминирующей культуры, но несколько отличающаяся от неё

Контркультура разновидность субкультуры, которая не просто отличается от доминирующей, но  противостоит ей, находится в конфликте с господствующей системой ценностей и норм

   Массовая культураопределяется благодаря, развитию СМИ, смысловой и художественной упрощенности, технической доступности. В ХХ веке она начинает вытеснять элитарную, народную культуру

 

Элементы культуры 

Базисные элементы:

Материальные – результат деятельности человека, элементы, сотворённые руками человека.

Нематериальные – результат деятельности человека, но  сотворённые не руками, а разумом, чувствами человека.

 Основные элементы

Язык – это социальное явление, им нельзя овладеть вне общении с людьми. Язык это система коммуникаций, осуществляемая с помощью звуков и символов, она является основным средством передачи культуры от поколения к поколению. Язык может сплачивать или разобщать

Ценности – социально одобряемые и разделяемые большинством общества убеждения относительно целей, к которым должен стремиться человек и основных средств достижения этих целей (добро, зло и как его достичь)

Ценностные ориентации – описывают индивидуальное отношение или выбор конкретных ценностей в качестве нормы поведения, целей действия – это осознание человеком, общественной группой совокупности желаемых материальных и духовных благ, образа жизни, нравственных норм и выбор  из них наиболее предпочитаемых

Социальные нормы – правила поведения, стандарты, образцы деятельности,  выполнение которых ожидается от члена социальной группы и поддерживается с помощью санкций. Социальная норма необязательно выражает реальное поведение, а предполагает реальное существование нормативного поведения   


 

Обычаи – одобряемые обществом массовые образцы действий, стереотипные способы поведения, которые воспроизводятся в определённых общностях, являются привычкой для членов общества; их традиционно следует выполнять  

Традиции – если обычаи переходят от поколения к поколению то они становятся традициями; это механизм воспроизводства и передачи другим поколениям культурных норм, ценностей, они относятся к культурному наследию, окружены почётом и служат объединяющим началом  

Нравы – обычаи имеющие моральное значение, они представляют систему взглядов о правильном и неправильном повелении, основанную на принятом в обществе представление о добре, зле; о должном или недозволенном поведении. Особой формой нравов является ТАБУ – абсолютный запрет    

Правовая норма – стандартизированная норма поведения, формально одобренная обществом и выступающая в виде законов постановлений, распоряжений

Ритуал – форма социально-санкционированного, упорядоченного символического поведения

     

Социальные функции культуры

Роль культуры в жизни общества состоит прежде всего в том, что она выступает средством аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Более конкретно эта роль проявляется через выполняемые ею функции.

Образовательная и воспитательная – именно культура формирует человека. Индивид становится членом общества по мере его социализации – усвоения норм, традиций, знаний, ценностей общества.

Интегративная и дезинтегративная – освоение культуры создает у людей – членов одного общества чувство общности, принадлежности к одной нации, одному народу, религии, группе…Т.о., культура сплачивает людей – интегрирует, обеспечивает целостность общества.

 Регулирующая – в процессе социализации ценности, идеалы, нормы, образцы поведения становятся частью самосознания личности, они  формируют и регулируют ее поведение.