Политическая власть. Ее необходимость, сущность, формы реализации, функции

Ответы на экзаменационные билеты

Подробности
Категория: Политология

Политическая власть  — это реальная способность данного социального слоя, группы или элиты проводить свою волю пу­тем распределения властных отношений и кодификации выгод­ных ему правовых норм в виде законов, кодексов и конститу­ций.


Она проявляется в форме социального господства, ведущей роли или руководства тех или иных социальных классов, а чаще всего в сочетании вышеназванных форм.

В отличие от государственной политическая власть реализу­ется не только государственным аппаратом и его подразделе­ниями, но и через деятельность политических партий, а также различных общественных организаций: объединений промыш­ленников и предпринимателей, профессиональных союзов, об­щественных фондов и движений, различных международных организаций и т.д.

Политическая власть обладает рядом особенностей. К ним относятся:

•   право на легальное использование насилия против анти­общественных элементов;

•   наличие единого центра принятия решений, обладающих обя­зательностью и основанной на нормах права всеобщностью;

•   выполнение  роли  арбитра  в  случае  конфликтов  между представителями различных социальных групп;

•   обеспечение максимальной стабильности общества в рам­ках существующих отношений собственности, действую­щих законов и конституций;

•   целенаправленное  использование  средств  массовой  ин­формации для формирования выгодного власти общест­венного мнения.

 В зависимости от степени вовлеченности в эту деятельность вы­деляют субъекты и объекты политической власти.

Субъекты политической власти воплощают в себе активное, волетворящее начало, являются ее непосредственными носите­лями и творцами. Это могут быть отдельный индивид, правящая олигархия, политическая партия, нация и т.д.

Отличительная особенность субъекта политической власти — его стремление к власти как к самоцели или средству достиже­ния таких жизненных благ, как богатство, престиж, связи и т.д. Субъект власти также характеризуется способностью своевре­менно принимать правильные политические решения и дово­дить их до конца, чувством ответственности за последствия про­водимой им политики и, самое главное, политической мудро­стью. Никколо Макиавелли отмечал:


Многие полагают, что кое-кто из государей, слывущих мудрыми, славой своей обязаны не себе самим, а добрым советам своих приближенных, но мнение это ошибочно. Ибо правило, не знающее исключений, гласит: го­сударю, который сам не обладает мудростью, бесполезно давать благие советы, если только такой государь случайно не доверится мудрому совет­нику, который будет принимать за него все решения. Но хотя подобное положение и возможно, ему скоро пришел бы конец, ибо советник сам бы сделался государем.

Субъектов политики можно классифицировать. Обычно их классифицируют как первичные — индивид, класс, нация, боль­шие и малые социальные группы, вторичные — общественно-политические организации и движения, партии, политические элиты и другие участники политической жизни. Первичные субъекты непосредственно генерируют политические интересы, а вторичные — проводят их в жизнь. Согласно другой классификации субъекты политики могут быть как коллективными — политические партии, депутатские группы и другие объединения, так и индивидуальными — поли­тические элиты и их лидеры, обладающие властью и играющие в политике определенную роль.

Объектом политической власти являются те личности и социаль­ные группы, на которые распространяется эта власть, застав­ляющая их предпринимать те или иные действия.

Различие между субъектом и объектом политики относи­тельно и зависит от конкретной политической ситуации. Каж­дый человек или социальная группа могут выступать объектами политической деятельности, если она направляется не ими, а другими субъектами, которые сознательно реализуют в ней свои интересы, используют при этом политическую власть. Приме­ром относительного различия между субъектом и объектом по­литики может быть двойственность положения российского на­рода: в момент выборов, согласно ст. 3 Конституции Россий­ской Федерации, он является «единственным источником вла­сти» и, следовательно, ее субъектом, тогда как в остальное вре­мя народу уготована роль объекта политики.