Ответы на экзаменационные билеты
- Подробности
- Категория: Политология
Идея разделения властей вызревала в недрах буржуазного права постепенно и оформилась в теорию только в XVII в. До этого произвол правителей-деспотов в Европе сдерживался нравственно-религиозными традициями монархического правления, угрозой народных восстаний, мнением церкви.
Проблема соотношения властей в государстве, созданном на основе общественного договора, впервые была поставлена Дж. Локком, для которого «законодательная власть по необходимости должна быть верховной и все остальные власти в лице каких-либо членов общества истекают из нее и подчинены ей». Классическую формулировку данная теория, как известно, получила в трудах Монтескье. По его утверждению, чтобы предупредить злоупотребление властью, необходимо, чтобы одна власть сдерживала другую. Если законодательная и исполнительная власти объединяются в одном и том же политическом органе, не может быть свободы. С другой стороны, не может быть свободы, если судебная власть не отделена от законодательной и исполнительной. И совершенно недопустимо, если одно и то же лицо или орган станет осуществлять три вида власти.
В соответствии с современной трактовкой этой теории для нормального функционирования современного демократического правового государства в нем должны существовать независимо друг от друга законодательная (парламент), исполнительная (правительство) и судебная власть. Разделение властей призвано уравновешивать различные ветви власти, создавать систему сдержек и противовесов, предотвращать монополизацию публично-властных полномочий одной из сторон.
В духе традиций Аристотеля Дж. Локк и Монтескье в качестве главного выдвигали принцип личной свободы и видели главную задачу права в ограждении индивида от произвола со стороны властей. Будучи сторонниками либерализма, они противопоставляли личные интересы, прежде всего право на частную собственность, общественным и выступали за конституционную монархию на основе представительной демократии. Функции государства здесь ограничены и сводятся к охране правопорядка. Признается верховенство законодательной власти. Она не должна иметь права останавливать действие исполнительной власти, но обязана периодически заслушивать отчеты государственных чиновников.
Идея разделения властей, обобщившая политический опыт развития государственности в странах Западной Европы XVII— XVIII вв., нашла свое реальное воплощение в конституциях США и Франции. Она имела в своей основе реально обоснованный проект государственного устройства, направленный на обеспечение политической свободы, безопасности, правопорядка и равенства граждан перед законом. Доктрина прав человека и гражданского общества, обобщившая практику перехода от сословного строя с его передавшимися по наследству привилегиями к гражданскому обществу с реальной властью для собственников, нашла свое воплощение в законодательстве многих стран.
Принцип разделения властей, установленный Конституцией РФ, изначально предполагает самостоятельность системы органов исполнительной власти от законодательной и судебной властей, тем самым образуя систему «сдержек и противовесов». Это означает, что теоретически органы исполнительной власти не имеют никаких властных полномочий по отношению к судам и законодательным органам, однако на практике зачастую случаются нарушения данного принципа, что соответственно неблагоприятно влияет на правоотношения между личностью, обществом и государством.
Государственная власть в РФ осуществляется в соответствии с государственным устройством: Россия — федеративное государство, что накладывает отпечаток и на организацию системы и механизма федерального управления. В настоящее время «вертикаль исполнительной власти» предполагает следующую систему управления: Президент Российской Федерации — Правительство Российской Федерации — Администрация Президента Российской Федерации — полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах — руководители субъектов РФ (президенты республик, губернаторы областей и т.д.).
В связи с этим исполнительная власть реализуется на уровне субъектов РФ как территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, так и специально созданными органами исполнительной власти субъектов РФ.
По предметам исключительного ведения Российской Федерации и совместного ведения РФ и ее субъекта федеральные и региональные органы государственной власти образуют единую систему. Таким образом, органы власти функционируют на основе принципа единства их системы.