Происхождение, сущность и основные признаки государства

Ответы на экзаменационные билеты

Подробности
Категория: Политология

Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики.


Термин «государство» обычно пони­мается в двух значениях. В широком смысле государство по­нимается как страна, общество, народ, расположенные на определенной территории и представляемые органом высшей власти.

В узком, собственном значении, термин «государство» представляет собой организацию, обладающую верховной вла­стью на определенной территории.

В современном научном понимании государство представ­ляет собой многогранную и многофункциональную целост­ность, обладает, по сравнению с негосударственными инсти­тутами, наибольшей способностью к решению жизненно важ­ных задач и наведению порядка в любом обществе. Государ­ство выступает как политическая сила, символизирующая и выражающая ту или иную страну в целом. Для более точного определения понятия и сущности государства необходимо вы­яснить причины возникновения, сущность и функции госу­дарства.

В процессе длительного, но неуклонного развития обще­ства постепенно создавались предпосылки для его качествен­ного преобразования. Результатом общественного развития явилось появление государства, которое призвано для управ­ления обществом.

Вопрос о проис­хождении государства в течение многих столетий был предме­том долгих дискуссий. Выдвигались различные гипотезы и теории.

Одно из самых давних объяснений происхождения государ­ства — теократическая теория, т. е. теория божественного происхождения, согласно которой государство предписано человеку Богом. Известна юридическая формула: всякая го­сударственная власть происходит от Бога, и все государи осу­ществляют свою власть как исполнители божественной воли. И все причины возникновения и функционирования находят в воле творца.

Патриархальная теория основывается на том, что государ­ство возникает непосредственно из разросшейся семьи. Со­единение семей означало, что главы семей превращаются в граж­дан государства, над которыми появляется новый вид влас­ти — власть главы государства — монарха. Глава государства, олицетворяющий собой отца всех семей, осуществляет власть посредством издания законов. А главы отдельных семей осу­ществляют не государственную, а власть родительскую, супру­жескую, господскую.

Естественно-правовая теория происхождения государства. Основой данной теории является положение о том, что госу­дарству предшествовало естественное состояние человека. Условия жизни людей и характер человеческих взаимоотно­шений в естественном состоянии представлялись неоднознач­ным образом. Гоббс видел естественное состояние в царстве личной свободы, ведущей к «войне всех против всех», Руссо считал, что это есть мирное идиллистическое первобытное царство свободы; Локк писал, что естественное состояние человека состоит в его неограниченной свободе.

Сторонники естественного права считают государство ре­зультатом юридического акта — общественного договора, ко­торый является порождением разумной воли народа, челове­ческим учреждением или даже изобретением. Поэтому данная теория связывается с механическим представлением о про­исхождении государства, выступающего как искусственное произведение сознательной воли людей, согласившихся со­единиться ради лучшего обеспечения свободы и порядка. Го­сударство возникает лишь после того, как люди получили свои естественные права. И оно, следовательно, ограничено в своих действиях правилами людей, которые не были ему переданы в результата общественного договора.

Органическая теория. Представления о государстве как сво­еобразном подобии человеческого организма были сформули­рованы первоначально еще древнегреческими мыслителями.

Суть органической теории такова: общество и государство представляются как организм, и поэтому их сущность возможно понять лишь из строения и функций этого организма. Все неясное .в строении и деятельности общества и государства может быть объяснено по аналогии с закономерностями ана­томии и физиологии. По мнению Герберта Спенсера, одного из видных представителей органической теории, государство представляется как общественный организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состо­ит из клеток. Важной стороной данной теории является ут­верждение о том, что государство образуется одновременно со своими составными частями — людьми — и будет суще­ствовать, пока существует человеческое общество. Государ­ственная власть — это господство целого над своими состав­ными частями, выражающееся в обеспечении государством благополучия своего народа.

Теория насилия. Ее представители (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский и др.) считали, что государство возни­кает в результате насилия и завоевания. Смысл ее состоит в том, что возникновение частной собственности, классов и государства является результатом внутреннего и внешнего на­силия, то есть путем прямого политического действия. Госу­дарство продолжает быть органом угнетения только в тех стра­нах, где еще не стерлись юридические различия между побе­дителями и побежденными. Государственная власть возника­ет из физической силы.

Психологическая теория. Ее сторонники определяют обще­ство и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Суть данной теории со­стоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Говоря о ес­тественных потребностях общества в определенной организа­ции, представители психологической теории считают, что общество и государство есть следствие психологических зако­номерностей развития человека.

Материалистическая (классовая) теория происхождения го­сударства исходит из того, что государство возникло прежде всего в силу экономических причин: общественного разделе­ния труда, появления прибавочного продукта и частной соб­ственности, а затем раскола общества на классы с противо­положными экономическими интересами. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое спе­циальными средствами подавления и управления сдерживает противоборство этих классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса.

Суть материалистической теории состоит в том, что госу­дарство возникает в результате раскола общества на классы. Отсюда делается непреложный вывод: государство есть исто­рически переходящее, временное явление — оно возникло вместе с возникновением классов и также неизбежно должно отмереть вместе с исчезновением классов.

Государство — явление чрезвычайно многогранное. При­чины его возникновения объясняются многими объективны­ми факторами: биологическими, психологическими, эконо­мическими, социальными, религиозными, национальными и другими. Их общее научное осмысление вряд ли возможно в рамках какой-то одной универсальной теории, хотя в исто­рии человеческой мысли такие попытки делались, и довольно успешно (Платон, Аристотель, Монтескье, Руссо, Кант, Гегель, Маркс, Плеханов, Ленин, Бердяев).


Опыт исторического развития показывает, что причины происхождения общества и государства следует искать во всей совокупности закономерностей, порождающих индивидуаль­ную и общественную жизнь человека. И здесь главная задача состоит в том, чтобы не отрицать разнообразия научных под­ходов к предмету исследования, а суметь интегрировать их объективные выводы в общую теорию, объясняющую сущ­ность явления не односторонне, а во всем разнообразии его проявлений в реальной жизни. Государство — продукт внут­ренней эволюции общества и выступает как организация для управления обществом.

Таким образом, государство — это не образование, находящееся над обществом и независимое от него, а определённый тип юридически регулируемого социального поведения, существующий в конкретных пространственно-временных условиях. Государство — это не физическое явление, которое может быть выявлено при помощи органов чувств, а социальный факт, предполагающий юридически нормированное иерархическое взаимодействие его членов. Когда мы говорим о государстве, то имеем в виду определённые отношения между людьми, юридически регулируемые теми, кто уполномочен для этого.

Государство — это коллективный феномен, существующий в конкретном пространственно-временном контексте. Пространственно-временной характер государства обуславливается тем фактом, что юридический порядок действует на конкретной территории в конкретное время. Юридический порядок определённого государства действует не вечно и не во всех государствах, так как его применимость сужена до данной территории в течение данного периода.

Итак, государство — это сложное социальное явление, отличительной чертой которого является принудительная регуляция поведения людей посредством нормативных норм.

Основные признаки государства:

1. Единство территории. Государство выступает как еди­ная территориальная организация политической власти в мас­штабах всей страны.

2. Национальное самоопределение. Государство объединя­ет все население, проживающее на данной территории. Суб­станциональным элементом государственности выступает по­литически самоопределяющаяся нация. Государство не мо­жет возникнуть, пока в нации не появилось осознание необ­ходимости верховной власти и не имеется ее конкретных вы­разителей. Лишь тогда, когда в обществе созданы предпо­сылки для национального самоопределения, возможно фор­мирование государственности. Верховная власть сплачивает вокруг себя нацию и руководит ею, прежде всего в общих интересах.

3. Обязательность членства в государстве. В отличие, на­пример, от такой политической организации, как партия, пребывание в которой добровольно и не обязательно для на­селения, государственное гражданство человек получает с момента рождения.

4. Наличие публичной власти, стоящей над обществом и управляющей им, — особой управляющей системы (механиз­ма), руководящей основными сферами общественной жизни и опирающейся в случае необходимости на силу принужде­ния. Ведущее место в системе публичной власти принадлежит государственному аппарату. Государственный аппарат — это тот слой политической элиты, «корпорация», которая прак­тически осуществляет власть в государстве, приводя в движе­ние всю огромную и сложную государственную машину. Го­сударственный аппарат представляет собой государственную бюрократию. «Существование государственной власти, — писал К. Маркс, — находит свое выражение именно в чи­новниках, армии, администрации, судах». Таким образом, публичная власть в государстве может быть рассмотрена как совокупность взаи­мосвязанных институтов, сформированных на их основе уч­реждений: а) институты и учреждения законодательной, исполнительной и судебной власти; б) надзорно-контрольные институты и учреждения; в) органы охраны общественного порядка; г) органы государственной безопасности; д) воору­женные силы.

5. Претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая орга­низация, кроме разве что тоталитарных партий-государств, не претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.

6. Наличие права, т. е. обязательных правил поведения, установленных и санкционированных публичной властью. Только государство обладает правом на регулирование обще­ственной жизни с помощью права, законов. С помощью пра­ва государство как политический институт закрепляет опреде­ленный порядок общественных отношений, а также структу­ру и порядок деятельности государственного аппарата.

7. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения про­стирается от ограничения свободы до физического уничтоже­ния человека. Возможность лишить граждан высших ценнос­тей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти. Для выполнения фун­кций принуждения у государства имеются специальные сред­ства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы — армия, по­лиция, службы безопасности, суд, прокуратура.

8. Налоги — обязательные платежи с граждан и коммер­ческих организаций, которые взимает публичная власть для покрытия расходов государства при осуществлении им своих функций. Налоги создают возможность экономической само­стоятельности государства.

9. Суверенитет — государство представляет собой суверен­ную организацию власти. Суверенитет государственной власти выражается в верховенстве и независимости от любых других властей внутри страны или во взаимоотношениях с другими государствами. Верховенство государственной власти прояв­ляется: а) в общеобязательности ее решений для населения; б) в возможности отмены постановлений и решений негосудар­ственных политических организаций; в) в обладании рядом исключительных прав, например, правом издания законов, имеющих для населения обязательный характер; г) в наличии специальных средств взаимодействия, отсутствующих у других организаций (аппарат принуждения и насилия). Эти наиболее общие признаки присущи всем государствам. Но с точки зре­ния содержания и механизмов реализации властной воли при различных политических режимах, формах государственного правления они имеют существенные различия.