Ответы на экзаменационные билеты
- Подробности
- Категория: Политология
Понятия «социальное государство» и «социальное правовое государство» как политическое и государственно-правовое установление впервые в мировой конституционной практике было закреплено в ст. 20 и 28 Основного закона ФРГ от 23 мая 1949 г.
Сказанное вовсе не означает, во-первых, что в конституциях других европейских и североамериканских государств к тому времени не были закреплены в той или иной понятийной форме аналогичные положения. Например, в Конституции Итальянской Республики от 22 декабря 1947 г. в ст. 3 было прямо записано: «Задача Республики — устранять препятствия экономического и социального порядка, которые, фактически ограничивая свободу и равенство граждан, мешают полному развитию человеческой личности и эффективному участию всех трудящихся в политической, экономической и социальной организации страны».
Во-вторых, такое конституционное закрепление этих установлений не означало немедленного воплощения данных положений в действительность, а растянулось на многие десятилетия, да и сейчас еще они во многом остаются юридическими фикциями. В самой старой из ныне действующих — Конституции США, хотя и не содержалось подобных установлений, однако было положение о том, что «никакие денежные выдачи из Казначейства не могут производиться иначе как согласно установленным законом назначениям». Это конституционное положение послужило основой для принятия в 1935 году Закона о социальном обеспечении, ставшего исторической вехой в американском социальном законодательстве.
Большинство исследователей — и зарубежных, и российских — связывают появление идей о формировании социального государства с теориями Т. Гоббса и Дж. Локка, являвшимися результатом осмысления Английской революции 1648 г. и Славной революции 1688 г. Но в наиболее развитом виде эти идеи и политические требования начали проявляться с 30-40-х гг. XIX века. Некоторые исследователи полагают, что Гоббс анализом отношений индивида и государства заложил предпосылки для развития свободного целеполагания и атомизации общества, составляющих основу частной конкуренции и рынка.
Дж. Локк как выразитель политического компромисса, осуществленного в ходе Славной революции 1688 г., основу политических договоров и политики видел в консенсусе, в согласовании интересов индивидов, отводя государству прежде всего функцию охраны собственности и свободы договоров.
В свою очередь, Ж.Ж. Руссо считал одной из задач государства устранение несправедливого и нестерпимого для общества деления людей на богачей и нищих, но не настаивал на устранении богатства вообще и тем более богатых.
Под социальным государством следует понимать исторически конкретную и законодательно оформленную функцию государства, имеющую своей целью такое регулирование отношений между различными социальными группами, которое бы обеспечивало исторически определенный уровень благосостояния населения, необходимый для устойчивого и независимого развития производства и общества.
Эволюция и перспективы развития социальных функций государства в этой связи всегда будут зависеть не только от тех целей, которые ставит перед собой государство как официальный представитель всего общества, но и от соотношения социально-политических сил.
В настоящее время большинство европейских государств являются социальными, и их опыт показывает, что социальное государство наиболее целесообразный способ соединения начал свободы и солидарности в целях обеспечения благополучия личности и развития общества. Сегодня один из принципов деятельности демократического государства состоит в создании условий, обеспечивающих такой жизненный уровень, который позволял бы любому члену общества не только существовать, но и активно проявлять себя как личность.
При этом концепция социального государства не является безоговорочным постулатом; вокруг нее, напротив, идут многочисленные дискуссии, причем и среди зарубежных, и среди отечественных авторов. Существует, например, точка зрения, согласно которой нет правовых оснований для принятия государством на себя социальных функций и его социальная политика может рассматриваться только как некая форма благотворительности. Более ста лет назад видный правовед Б.Н. Чичерин утверждал, что права на помощь никто не имеет. Благотворительность не есть правосудие, но это чистый дар, проистекающий от любвеобильного сердца. И в наши дни звучат схожие по смыслу утверждения, хотя вся история становления социального государства указывает на его истоки, отличные от благотворительности или иных чисто моральных оснований.
Процесс формирования социального государства и его законодательного оформления демонстрирует, что потребности самого государства вызвали к жизни все более развернутую социальную программу его деятельности.
Сегодня социальное государство реализует целый ряд важнейших для всего общества в целом и для каждого его отдельного члена направлений. В сфере демографического развития это разработка и реализация государственной демографической политики, направленной на повышение рождаемости, снижение смертности и увеличение продолжительности жизни населения. В сфере социальной защиты населения речь идет о мерах преодоления бедности, о создании эффективной системы защиты населения от социальных рисков, о совершенствовании системы социального страхования и социального обеспечения. Сюда же относится осуществление социальной защиты малообеспеченных семей, а также инвалидов, пожилых и других слабо защищенных категорий граждан.
В сфере занятости социальное государство обеспечивает гражданам возможность трудиться на условиях свободно избранной специальности и полной занятости; трудовые права и интересы работников защищаются через систему социального партнерства. В сфере охраны окружающей среды социальное государство несет ответственность за обеспечение достойного качества жизни и здоровья населения при условии сохранения природных систем и за обеспечение экологической безопасности страны. Как видим, современное социальное государство имеет целью обеспечение стандартов достойной жизни для большинства граждан.
Цели, инструментом достижения которых является социальное государство, можно разделить на две большие группы. К основополагающим целям относятся следующие: обеспечение и повышение материальной свободы, реализация социальной справедливости, поддержание социальной стабильности. Другие цели, вероятно, можно было бы назвать прикладными; речь идет о гарантиях получения образования, медицинской помощи, о развитии сферы социальной защиты населения. Вторая группа целей как бы конкретизирует первую, будучи с ней тесно взаимосвязанной. Выделение второй группы указывает не на ее отличие от первой, но на ее практический характер, более подвижный, изменчивый и более зависящий от жизненных реалий.
Достижение этих целей связано с установлением границ вмешательства государства в экономическую и социальную жизнь. Государственное регулирование в сфере распределения общественных благ может простираться лишь до пределов, не угрожающих ущемлению личных свобод, к которым относится экономическая свобода человека, его право на свободный выбор любого вида деятельности в сфере наемного труда и предпринимательства.
Для социального государства существует и материальный ограничитель: это объем производства, который определяет экономические возможности государства, а следовательно, и материальные возможности социальной политики.