Проблема легитимности политической власти, способы ее утверждения в истории политической жизни России

Ответы на экзаменационные билеты

Подробности
Категория: Политология

В политической истории можно наблюдать немало, на пер­вый взгляд, парадоксальных явлений, таких, например, как покорность масс жестоким тиранам, кровавым диктаторам.


Покорность, которую трудно объяснить страхом перед воору­женной силой, тем более, что люди сами способствуют прихо­ду к власти жестоких, авторитарных правителей, требуют сильной власти, поощряют вмешательство государства во все сферы общественной жизни. И, напротив, есть немало случаев отторжения массами демократических форм организации по­литической жизни, недоверия к демократическим институтам, к лидерам, отстаивающим либеральные принципы свободы личности. Для понимания механизмов устойчивости одних си­стем политической власти и причин быстрого разрушения дру­гих нам следует обратиться к понятию «легитимность полити­ческой власти».

Легитимность (от лат. legitimus — законный) — признание сложившегося порядка осуществления политической власти в качестве нормального, правильного, законного. В отличие от легальности, означающей приведение каких-либо поведенчес­ких актов в соответствие с действующим законом, легитим­ность предполагает фактическое признание и населением стра­ны, и международным сообществом реально сложившегося в стране политического порядка как соответствующего интере­сам данного народа.

Признаками легитимной политической власти являются:

а) резкое снижение удельного веса девиантного, т.е. откло­няющегося от принятых в социуме норм, политического пове­дения. Иными словами, люди подчиняются властям, выполня­ют их распоряжения, соблюдают законы, не выступают за насильственное свержение правительства, ведут политическую борьбу в соответствии с общепринятыми правилами;


б) доминирование в массовом сознании представлений о ес­тественности, необходимости и целесообразности сложивше­гося политического порядка, и, как следствие, возрастание доли тех, кто подчиняется властям, действует в соответствии с политическими нормами, но не из боязни быть наказанным, а в силу сформировавшихся у них убеждений, что это разумно, правильно, либо потому, что они привыкли так поступать;

в) сокращение репрессивного аппарата, обеспечивающего внешнее насильственное принуждение.