Политическая идеология и политическая психология, их отличительные черты, субъекты и характер взаимосвязи

Ответы на экзаменационные билеты

Подробности
Категория: Политология

Политическая идеология и политическая психология — частично совпадают по содержанию соответственно с теоретическим и обыденным, но имеют и свою специфику.


Различение политической идеологии и психологии идет по тому же основанию — глубине и адекват­ности воспроизведения политической реальности. Однако идео­логия не тождественна теории, а политическая психология вы­ходит за рамки обыденного сознания.

Под идеологией обычно понимают систему теоретических взглядов, идей, выражающих интересы и цели определенных социальных групп и направленных на сохранение или измене­ние существующих общественных отношений. Политическая идеология соответственно представляет собой теоретическое ос­мысление политической реальности с точки зрения интересов и целей какой-либо социальной группы (класса, нации и пр.).

Объемы понятий «политическая идеология» и «политическая теория» частично перекрывают друг друга, поскольку идеология анализирует политическую реальность средствами теории — это систематизированное, логически последовательное, претендую­щее на объективность знание, вырабатываемое профессионала­ми сферы духовного производства. Однако идеология не укла­дывается целиком в рамки теории, потому что представляет зна­ние не только о сущем (о том, что есть), но и о должном (о том, что должно быть) в обществе, что лишает ее твердой теоретиче­ской почвы.

Центральное положение идеологий в структуре политического сознания изначально обусловлено рядом отличительных особенностей их формирования и функцио­нирования, к которым обычно относят:  целостность, систематичность представленного в идеоло­гии знания, использование средств познания теоретиче­ского уровня; появление на свет в результате деятельности идеологов, профессионалов интеллектуальной деятельности (стихий­но, «сама собой» идеология не складывается); изначальную нацеленность на изменение или закрепление существующих политических отношений и институтов;    обусловленность     интересами     различных    социальных групп (классов, слоев, сословий, элит и пр.);  апелляцию к целям и ценностям общественной жизни в качестве одного из главных аргументов;  склонность к некоторой лакировке действительности.

К числу ведущих функций идеологии относятся:    целеобразующая        формулировка   целей   общественного развития, придающих смысл и обоснование притязаниям социальных групп на власть;    программно-практическая — перевод теории в практику: разработка конкретных программ, средств, методов дос­тижения власти и ее использования;    интегративная — сплочение, формирование единства со­циальной группы;   мотивирующая — побуждение людей к политической ак­тивности;    коммуникативная — формирование особого языка поли­тического общения — знаков, символов, ритуалов, по ко­торому приверженцы идеологии идентифицируют своих сторонников и отделяют «чужаков».

К основным функциям идеологии можно также отнести по­знавательную, аксиологическую (ценностную), пропагандист- скую, апологетическую (защиты политического имиджа власт­вующей элиты) и др. Таково в целом назначение идеологии в современном мире.


К наиболее влиятельным идеологиям современности приня­то относить либерализм, консерватизм и социализм. Все они имеют давние исторические традиции и ныне это разветвленные комплексы идей, принципов, установок, составляющие основу программ и стратегий различных политических сил. Данные системы воззрений оказываются настолько мощными, что фак­тически перешагивают формальные рамки собственно полити­ческой сферы и превращаются в своеобразные типы или спосо­бы мышления, определяющие отношение людей ко всему окру­жающему миру.

Другим уровнем политического сознания, парным идеологи­ческому, является политическая психология — совокупность по­литических чувств, мнений, настроений, возникающих у раз­личных социальных групп на основе общности политических потребностей и интересов. Будучи несистематизированным и стихийно формирующимся духовным образованием, политическая психология представляет собой своеобразный аналог обы­денного сознания. Но полного совпадения между ними нет, так как понятие «политическая психология» включает в себя наряду с рациональными также и иррациональные, т.е. неосознавае­мые, не контролируемые сознанием элементы — мотивы, пред­почтения, установки и т.п.

Сфера политической психологии включает в себя такие явления:   социально-политические основания психологической ак­тивности (потребности, мотивы, интересы, стремления),   психологические механизмы взаимодействия с политиче­ской средой (установки, стереотипы, предрассудки),  психологические состояния людей, обусловленные полити­ческими реалиями (настроения,  ожидания,  чувства, эмо­ции);  устойчивые политико-психологические формы и продук­ты деятельности (традиции, навыки, привычки);   психологические процессы политической коммуникации (внушение, подражание, убеждение, слухи) и др.

В целом же этому уровню политического сознания присущи следующие особенности:    спонтанный, малоконтролируемый процесс формирования;    преобладание    чувственно-эмоциональных    компонентов сознания;  взаимоналожение  рациональных и  иррациональных ду­ховных элементов;   известная  противоречивость  и  рассогласованность личных элементов;   выполнение   в   основном   адаптивной   и   мотивирующей функций;    подвижность, изменчивость, быстрая приспособляемость к складывающейся ситуации и т.д.

В отличие от идеологии политическая психология хуже под­дается теоретическому анализу ввиду наличия в ней множества иррациональных элементов. Но и они, как показало развитие науки психологии в XX в., могут стать объектом теоретического рассмотрения и практических рекомендаций.