Прибыль и рентабельность (понятие, виды, методы определения, факторы и пути повышения)

Ответы на экзаменационные билеты

Подробности
Категория: Экономика предприятия

Прибыль.

Важным показателем эффективности производства является прибыль. Она характеризует не только конечный экономический результат не только в сфере производства, но и в сфере обращения.


На ее величину влияют все стороны деятельности предприятия: уровень использования основных и оборотных средств, состояние техники, технологий, организации производства, производительность труда, себестоимость продукции. Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства и является важным финансовым результатом и главной целью деятельности любой коммерческой организации.

Различают:

-балансовую валовую прибыль. Она представляет суммарную величину всей продукции. Она состоит: из прибыли, полученной от реализации продукции, работ , услуг, от реализации основных фондов и другого имущества, финансовые результаты от внереализационных мероприятий (доходы от сдачи имущества в аренду, пенни, дивиденды, %% по ценным бумагам).

-чистая прибыль- часть балансовой прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налогов, %% и других обязательных платежей. К основным налогам отн-ся налог на прибыль, НДС, акцизы. Чистая прибыль исп-ся на собственные, хозяйственные цели и распределяется по решению совета предприятия. Государство не имеет право вмешиваться в процесс распределения и использования чистой прибыли. Чистая прибыль- прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, распределяющаяся по следующим направлениям:

-в резервный фонд (на случай стихийных бедствий, непредусмотренных сбоев),

— фонд развития производства,

— фонд соц. развития- средства используются на строительство и ремонт зданий поликлиник, детсадов, спортзалов.

-фонд материального поощрения, используется на стимулировании работников предприятий. Таким образом, прибыль является основой для расширенного воспроизв-ва, социального развития коллектива и материального поощрения работников. Поэтому на каждое предприятие должны быть разработаны мероприятия по ее повышению.

Все факторы, влияющие на прибыль делятся:

— внутренние (действуют на прибыль через увеличение выпуска продукции и реализации, улучшение качества, увеличение цены реализации, продажа излишнего оборудования и др. имущества, снижение себестоимости продукции).

-внешние- не зависят от деятельности предприятия. К ним можно отнести конъюнктуру рынка, уровень цен на материально-технические ресурсы, система налогообложения.

Определение прибыли от реализации и выявление основных факторов, влияющих на ее изменение.

Прибыль= сумма выручки от реализации продукции- полная себестоимость.

Прибыль= ТП-СП, где ТП=(ЦС-С)*V, Ц-цена реализации 1-цы продукции, С-полная себестоимость, V- объем реализации продукции, СП- затраты на производство и реализацию продукции.

-изменение прибыли за счет изменения объема:

∆Пv= (V1-V0)*П0,

Где V1,V0- объемы реализации в базисном, отчетном годах,

П0- прибыль от реализации 1-цы продукции в базисном году.

-изменение прибыли за счет изменения цены:

∆Пц=(Ц1-Ц0)* V1,

— изменение прибыли за счет себестоимости:

∆Пс=(С0-С1) V1.

Рентабельность.

Для окончательной и более эффективной оценки работы предприятия необходимо полученную сопоставимость соизмерить с затратами. Т.е. определить рентабельность. Рентабельность позволяет оценить какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля, вложенных в производство средств. Таким образом, рентабельность означает прибыльность, доходность. Она отражает конечные результаты производственной и коммерческой деятельности предприятия. Предприятие считается рентабельным, если возмещает все затраты на производство и реализацию продукции за счет выручки от ее реализации и получает прибыль. (выручка выше затрат).

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

  1. рентабельность производства и реализации продукции,
  2. рентабельность продаж,
  3. рентабельность капитала и его составляющих частей.

Рп= (П/ОП)*100% — показывает: сколько прибыли получено на каждый рубль затрат. Его можно определить в целом по предприятию и по отдельным видам продукции.

Для характеристики служит %-ное отношение:

НП=(П(балансовая, чистая)/(ОПФ+ОбС))*100%. Норма прибыли (НП) показывает: сколько прибыли получено предприятием на каждый рубль стоимости ОПФ и оборотных средств.


Норма прибыли может быть рассчитана в целом по предприятию. В условиях рыночной экономики часто применяют показатель рентабельность продаж, т.е. %-ное отношение прибыли от реализации продукции.

РП= (П/ТП)*100 %.

Увеличение рентабельности произв-ва имеет большое экономическое значение для каждого предприятия. Оно способствует:

1)улучшению финансового состояния предприятия,

2) увеличению конкурентоспособности продукции и предприятия в целом,

3)ускорению темпов расширенного воспроизводства,

4) улучшению социального развития предприятия.

5)увеличения материального стимулирования работников.

6) снижение риска стать банкротом.

Для определения основных направлений увеличения рентабельности все ее факторы классифицируются по разным признакам.

-внутренние:

1. производственные- относят мероприятия, направленные на снижение себестоимости продукции, улучшение качества.

2. внепроизводственные- снабженческо-сбытовая деятельность по более низким ценам, маркетинговые исследования, каналы рынков, конкуренция.

-внешние.

Факторы, влияющие на изменение рентабельности.

Р=П/СП= ((Ц-С)*V)/С* V.

Таким образом, общее изменение рентабельности определяется:

∆Р=((Ц1-С1)/С1)-(Ц0-С0)/С0)

∆Рц=((Ц1-С1)/С1)-(Ц0-С1)/С1

∆Рс=((Ц0-С0)/С0)-(Ц0-С1)/С1)

 

Смотрите также: